За час до забвения...

или история брошенных кукол

Интервью с мастерицей по реставрации кукол

Игнатьевой Марией Валерьевной
Мария Валерьевна – коренная жительница поселка Верхняя Синячиха. Окончила Московский экономический Институт, краевед, занимается родоведческой деятельностью, с рукоделием дружит с детства. Освоила декупаж, вышивание, вязание спицами и крючком, бисероплетение… Особая любовь Марии – возрождать старые вещи, будь то мебель или старинные предметы быта… В последние годы, помимо вышеперечисленного, Мария занимается реставрацией кукол.
- Любили ли Вы кукол в детстве? Помните, как звали любимую куклу, с которой играли в детстве?
Кукол в детстве очень любила, но играли почему-то в основном с Барби. Видимо, поветрие такое было. И даже желание часто загадывала на дни рождения и новый год об очередной Барби, хотя игрушек было много: от пупсиков до больших барышень. В то время еще и мамины куклы были "живы". Первую настоящую большую куклу мою звали Изабелла - Свердловской фабрики игрушек (ныне фабрика не существует).
- Как давно Вам пришла идея реставрировать кукол? С чего всё началось?
С куклами я играла лет до 15, а после как-то само собой это увлечение детства сошло на "нет"... И оставалось таковым до недавнего времени.
Родился племянник. Во время уборки в гараже перетрясли старые игрушки нашего детства. И было принято решение выбросить ставших ненужными кукол. Вот тут вместе с сестрой мы уцепились - нельзя выбрасывать наших кукол!
Так мешок с ними перекочевал на дачу, где я помыла и причесала каждую... Знаете, какая это ностальгия, вновь касаться их, забытых, брошенных игрушек детства, словно прикасаться к тому осколочку прошлого...
Барбиподобных кукол потом раздала деткам во дворе, порадовала ребят. А с большими куклами еще на даче приняла решение не расставаться... Наверное, не каждому посчастливится понять, когда вот только что ты вытащил из мешка грязную страшилку с почерневшей резиной, и вот она уже мокрая, но чистенькая, преобразившаяся после купания, как тот домовенок Кузя из мультфильма. А когда я ее причесала, то и вовсе не узнала... Так домой с дачи приехала с первой поселенкой - тем самым "домовенком". Сшила ей новое платье.

У этой же куклы впервые решилась на замену глаз.
Не знала всех тонкостей, и, видимо, потому не боялась.
Все прошло гладко, и "катя" заиграла новыми красками. Пыталась установить имя и фабрику этой куклы. Достоверно сделать это не удалось до сих пор, но есть предположения, что куклу звали Маришка.

Предположительно фабрика "Весна" г. Киров. Годы рождения неизвестны. Родной аутфит - выцветший алый песочник на завязках. Новое приданое - сшиты платье, трусы, тапочки. Восстановлены волосы, заменены глаза.
Образы кукол получаются сами собой, каждая из них "говорит", кем хочет быть. Так в моей сборной появились Элла-Мальвина, китаянка-Красная шапочка, Инна-школьница, Изабелла-принцесса...
Особенно капризничала именно Изабелла. Какую ткань ей ни примерь - все не к лицу. Кукла выпущена в 1990 или 91 году Свердловской фабрикой игрушек, изготовлена по итальянскому молду Sebino. Изабелла - моя первая кукла, ее подарила бабушка, когда мне было три года. До сих пор помню, как это произошло.
- Сколько всего «родилось» кукол на сегодняшний день, какова их судьба?
На данный момент со мной живут 20 собственных кукол, несколько "пациенток" ушли к своим хозяевам.
- Где Вы берете кукол для своего увлечения? Как быстро у Вас началось получаться что-то интересное?
Какие-то куклы остались еще с моего детства, другие бедняжки приходят сами. Некоторых приносят хозяева на реставрацию или просто пошить наряд. С каждым платьем, понимала сама, получалось все лучше и лучше. Но, тем не менее не могу назвать первое платье, сшитое мною, страшным или неаккуратным. Просто оно было сшито по канонам человеческой одежды, а, кукольные шьют чуть иначе.
Что касаемо выкроек, строю я их сама на каждую куклу конкретно. Все примерю несколько раз, только потом раскраиваю и шью. Получается, что у каждой из них свой индивидуальный наряд, подогнанный именно под ее фигуру. За все время испортила только лоскуток ткани 10х10 см. Да и то только потому, что не учла согнутую руку Инны-школьницы, когда именно на сгиб рукав прямого кроя не залез. Пришлось кроить "фонарик". 
Интересное в кукольном деле началось с первой куклы: разве не чудо, когда из желтоглазого звереныша в твоих руках происходит перевоплощение в очаровашку? Вторая кукла - Изабелла, сразу же стала Золушкой. Затем была Мальвина-Элла, девочка с голубыми волосами. Даже золотой ключик для нее нашелся! Потом - Красная шапочка.... А дальше доктор, советская туристка Галя, фабрики Неринга, школьница-Инна. Я не знаю, как они подсказывают образы... Вот смотришь в кукольное личико, и понимаешь, что пойдет той или иной барышне.
Что интересно, шить я боялась до этого времени. Перед тканью и задачей ее раскроить впадала в ступор. Это вам не вязание - криво связал, дернул за ниточку, распустил и переделал. Неправильно выкроенная ткань обратно не срастется, и кусок будет испорчен. Но тяга к преображению пересилила страх. Так у "домовенка" появился наряд - черное платьице в горошек. У советской еще куклы - платье из советской ткани, сшитое на ручной машинке Зингер 1925 года, пережившей не одну войну, семейной реликвии! Символично?
Хочется отметить, что у каждой куклы, кроме китайских игрушек широкого потребления, наводнивших рынок в 2000-х, установила имена, фабрики и даже годы выпуска.
В пришедшую Ненси испанской фабрики Famosa влюбилась с первого взгляда. Я ее помыть полчаса не могла! Все разглядывала и гладила. Пластик, из которого выполнена кукла, на ощупь бархатистый, а какая фигура!!! Обзавидуется любая красавица. Ресницы, глаза... даже линии на ладонях проработаны!
- Сколько тратите времени на реставрацию одной куклы?
На реставрацию каждой куклы уходит довольно много времени. Ведь образ формируется постепенно. К примеру, сшила я новое платье - красное в белый горох для любимицы-Клепы от Paola Reina, гляжу, а пояс к платью выбрать не могу. Вроде подходит белый, а душа просит черный. Сделала белый. Через день просыпаюсь, смотрю, как она мне улыбается, и понимаю - Минни Маус! Пояс сменился на черный, изготовила красные туфельки с белой оборкой, ободочек и ушки с бантиком на голову. И это еще не окончательный образ. Еще требуются панталончики... А дальше... дальше, что придумается...

Или Инна-школьница фабрики "Весна". Это уже окончательный образ. Считайте: банты на хвостики, колготки, школьные туфли (только на них сутки ушли), платье с юбкой плиссе, в которой каждую складочку нужно прошить и отутюжить, чтоб лежала (а ведь это все мини-формат, ювелирные шовчики!), фартук, портфель, который можно расстегнуть и застегнуть, а в нем настоящий учебник, на страницах которого можно прочесть слова, и карандаш! А еще букет цветов в руку, значок на грудь. Под платьем трусики и майка. Все как у настоящей школьницы Советского Союза. На фото Инна еще без колготок.

- Расскажите немного о процессе работы над куклой.                                               
Придумать образ
Начать воплощение каждой его детали
Построить выкройки, примерить, подогнать, отрисовать и только потом...
Выкроить и сшить, обметать каждый шов на каждой детали гардероба ВРУЧНУЮ, отутюжить, примерить, и, когда результат радует, оставить, наконец, в покое. Это только работа над образом, а если учесть реставрацию: отгрызенный палец, состояние волос, мейка, состояние глаз, если кукла пластиковая, то состояние пластмассы и ее шлифовка, плюс заделка трещин или разрывов, особенно на дисках рук и ног, выведение пятен.
- Назовите самый любимый этап работы и самый нелюбимый, что Вас раздражает в вашем увлечении?
Все куклы, которые пришли ко мне, за исключением одной, уже имели когда-то хозяев. И не всегда эти хозяева были аккуратны. А куклы, прошедшие ад детского сада... Почему ад, думаю, объяснять не нужно, ведь добрую куклу из детского сада не спишут.
Не могу конкретно разделить работу над куклой на этапы любви и нелюбви. Это общий процесс, который затягивает с головой, даже если порой хочется ввернуть крепкое слово. Это увлекает настолько сильно, что получаешь безграничное удовольствие, даже расчесывая сбившиеся в валенок волосы, выделяя из этого валенка пальцами буквально каждую волосинку.
Иногда случается досада - ну, вот не подсказывает кукла свой образ, молчит или капризничает, как Изабелла: не хочу эту ткань, и эту тоже не хочу!...
- Есть ли у Вас любимая ваша кукла, или кукла, которая больше всего запомнилась?
Самыми любимыми могу назвать Инну-школьницу и Ненси. Это из тех, которых реставрировала. Инн у меня две. Одна в белом пышном платье, модница, другая - школьница. И молды одинаковы, и раздень, отличишь только по цвету глаз, у одной карие, у второй зеленые, но любима именно школьница.
Недавно исполнились две моих мечталочки: появились коллекционная кукла Сьюзи из линейки Baby face и Клепа от Paola Reina. Не могу не рассказать о них.
Baby face или фейсинки выпускались в Америке в 1990-1991 годах. Всего два года. После чего производство их было закрыто. Сейчас кукол в продаже найти нельзя. Купить можно только у других мастеров, занимающихся куклами. Моя Сюзи ("такая удивленная Сьюзи") молд №2 1990 года выпуска. У каждой куколки этой линейки свое выражение личика. Очень необычное и не похожее на современных куколок. А еще сгибаются ручки и ножки в локтях и коленях. Это нельзя назвать БЖД в прямом смысле этого слова. Все крепление такой куклы на резинках. Поэтому их нельзя мыть и мочить, резинки быстро придут в негодность, потребуется перетяжка, которую не каждый сможет осуществить, и для которой нужна специальная резинка. Натяжка моей Сьюзи оценивается между 3 и 4.
Клепа или Клеопатра от Паола Рейна - эти куклы выпускаются в Испании, в провинции Аликанте и по сей день. Правда Клепа с сережками, как в моем случае, также с недавних пор снята с производства. Теперь молд идет без сережек. Отличительная особенность таких кукол - запах ванили. Нет, он не выветривается с годами! Она ВСЕГДА будет пахнуть ванилью. Руки и ноги у Клепы как у обычной куклы. Но можно подобрать к ней шарнирное (БЖД) тело.... которое, правда, выйдет дороже самой куклы и вряд ли будет пахнуть ванилью. Но я люблю ее и такой.
- Как относится семья, близкие к этому увлечению?
Сложно сказать, как относятся окружающие к моему увлечению... Представьте себе 30 с хвостиком-летнюю тетю, играющую в куколок с упоением, с каким не играют и девочки. Странно, правда? Вот и окружающим, наверное, я кажусь очень странной.
- Какая самая большая мечта, связанная с вашим увлечением?
Какая моя самая большая мечта? Нет, я не мечтаю о публикациях и статьях, я мечтаю о куклах! Больше, больше кукол, ведь столько, уходящих в небытие осколочков девичьего детства можно спасти, просто приложив желание, руки и любовь. А многие выбрасывают их на помойку, когда в куклах отпадает нужда!
- Ваши творческие планы на будущее? 
Планы на будущее я могу описать словами Марины Цветаевой:
 Не запрещай себе творить!
Пусть иногда выходит криво,
Твои нелепые мотивы
Никто не сможет повторить!"

Не выбрасывайте свои старые игрушки на свалку, подарите им вторую жизнь, сохраните для будущих поколений осколки прошедшего детства, которое нам, увы, не вернуть!

Спасибо Вам, Мария Валерьевна, за столь полезный и интересный рассказ!

Желаем Вам дальнейших творческих успехов!

ВЕРХНЕСИНЯЧИХИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

http://vslib.ru/

e-mail: vsinch_lib@mail.ru

8 (34346) 48-3-18, 48-1-73
2020 год
Верхняя Синячиха
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website