Москва, Триумфальная площадь...
к 80-летию со дня открытия Концертного зала им. П. И. Чайковского
Концертный зал имени П.И. Чайковского, расположенный на Триумфальной площади ― один из крупнейших концертных залов России. Это главная концертная площадка Московской филармонии.
Здание, в котором расположился Концертный зал имеет уникальную историю.
В начале ХХ века французский антрепренер Шарль Омон выкупил дом на углу Тверской и Большой Садовой у московских властей и заказал спроектировать театр молодому архитектору Модесту Дурнову.
В 1902 он перестроил дом и перевел туда из Камергерского переулка свой пользовавшийся скандальной славой
«вертеп Омона» — театр «Буфф-миниатюр».
Мрачный снаружи, он вызывал восхищение великолепной внутренней отделкой. Зрителей при входе встречала "грандиозная лестница мраморной облицовки", ведущая из вестибюля в зал и фойе. Нарядные бронзовые люстры, изящные плафоны зрительного зала с оригинальными панно создавали особый праздничный фон. Художественная отделка, роскошь во всем сразу привлекли сюда состоятельную публику. Газеты много писали о "храме шантана", воздвигнутом в центре столицы, обязательно упоминали о переполненном зале, взахлеб повествовали о роскошном буфете с кабинетами.

Для молодых людей публиковались иронические инструкции с правилами поведения в заведениях Омона.

Объявление Театра Омона в журнале «Развлечение» № 9 за 1902 год
Иронические инструкции с правилами поведения в заведениях Омона.
В 1907 году Омон разорился и бежал из России. Театр «Буфф» продолжал давать представления.
В 1912 году его владельцем стал содержатель буфета Игнатий Сергеевич Зон. Он перестроил здание и переименовал его в «Театр Зон». Репертуар стал менее скандальным и более привлекательным для «приличного общества».

Уличная эстрада перед театром Зон. Фото 1917 г.
В 1922 году сюда въехал театр Всеволода Мейерхольда.
10 лет здесь шли знаменитые спектакли режиссера: «Мистерия-буфф» Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») и другие.

В 1932 г. началась реконструкция театра, так как режиссеру-реформатору с его авангардными проектами стало тесно в дореволюционном здании.
Новое здание было задумано Мейерхольдом как самый большой и современный театр в Москве. Он хотел построить здание в традициях античной архитектуры – необычный овал основного пространства зала с небольшим партером, тремя амфитеатрами и двумя ярусами балконов, а также огромный стеклянный потолок.
Все должно быть электрифицировано и кинофицировано.
В реализации замысла режиссера принимал участие выдающийся русский архитектор Алексей Щусев, а также молодые архитекторы Михаил Бархин и Сергей Вахтангов.

Алексей Викторович Щусев
Портрет из Юбилейного справочника Императорской Академии художеств (1914)
Бархин Михаил Григорьевич.
Сергей Вахтангов
Реализация проекта затянулась.

В 1938 г. здание было построено вчерне – в кирпиче и бетоне. Однако к этому времени Театр Мейерхольда был ликвидирован, а сам режиссер был арестован и впоследствии расстрелян. Недостроенное здание театра правительство передало Московской филармонии.
В 1938 г. в угловой части здания была открыта станция метро "Маяковская", а к 1940 г. была закончена внутренняя и наружная отделка концертного зала, которую завершил архитектор Дмитрий Чечулин.
В построенном на месте театра зале архитектором были использованы идеи Мейерхольда; оригинальная эллипсоидная форма зала, которая обеспечивает прекрасную видимость и слышимость в любой его точке, расположение зрительских мест полукругом, охватывающим сцену.
Открытие нового концертного зала, было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. 12 октября 1940 года звучали Шестая симфония, "Франческа да Римини", первая часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы Петра Чайковского.
Уже первый филармонический сезон в Концертном зале имени П. И. Чайковского принес залу всесоюзную известность.

В годы Великой Отечественной войны филармоническая жизнь не прекращалась. Под звуки бомб и воздушной сирены, в почти не отапливаемых помещениях постоянно звучала музыка, а при атаках фашистской авиации зрители спускались в подвал, где располагалось бомбоубежище.
С 1962 года на сцене филармонического зала стали проводиться прослушивания Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

В XXI веке Зал Чайковского стал международным музыкальным центром, где выступают ведущие музыканты мирового уровня.

В 2005 году зал превратился в мультифункциональную площадку: появилась возможность разобрать партер и разместить там оркестр, расширив таким образом сценическое пространство.
Зал, похожий на амфитеатр, красивый и просторный, строили для театральных представлений и об акустике тогда никто не думал. И вот на протяжении многих лет ее все улучшают и улучшают. Сейчас здесь специальная штукатурка, звуковые экраны – все это, не видят зрители. Важно, чтобы идеальным было то, что они слышат.
Многофункциональность зала определяет и богатство его репертуара: каждый год там проходит более 300 музыкальных событий, и меломанам предлагается больше двухсот абонементных циклов на любой вкус. На сцене Зала Чайковского идут оперные и балетные постановки, литературные и просветительские проекты, проводятся музыкальные события и конкурсы.
На сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского постоянно выступают крупнейшие инструменталисты и вокалисты, а также ведущие отечественные и зарубежные коллективы, в том числе Симфонический оркестр Мариинского театра, Национальный филармонический оркестр России, Госоркестр имени Е. Ф. Светланова, АСО Московской филармонии, оркестр Венской филармонии, Лондонский симфонический оркестр и многие другие.
Во времена пандемии Зал Чайковского один из первых организовал серию онлайн-концертов без публики: 20 марта на сайте meloman.ru стартовал "Домашний сезон", во время которого транслировались выступления именитых музыкантов.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website